Как известно, песни Дилана только ленивый не играл. На сегодняшний день самые разношерстные каверы Боба исчисляются, наверное, миллионами, если не миллиардами. Его музыку переделывают в регги, блюз, хард-рок и слащавый соул. Наши соотвечественники переводят эти песни на русский язык, иногда после этого выдают за собственные, а число версий Knocking On Heaven's Door по всему миру стремится к явному лидеру Summertime.
Джазовые аранжировки Дилана тоже не редкость, например, в 1965 году (по горячим следам, так сказать) вышел альбом с незамысловатым названием Dylan Jazz, где саксофонист Jim Horn (Джим Хорн) и гитарист Glen Campbell (Гленн Кемпбелл) под зорким продюссерским руководством Леона Рассела исполнили лучшую из записанной на тот момент нетленной классики Боба.
В этой статье речь пойдет о другом джазовом кавер-альбоме - The Jamie Saft Trio Plays Bob Dylan - правда, термин «джазовый» подходит к нему не целиком, в отличие от вышеописанной пластинки. Пианист Джейми Сафт принадлежит к «обществу лейбла tzadik» (на котором, собственно, в 2006 году, и вышел этот альбом), то есть, широкому кругу музыкантов, играющих еврейский джазовый авангард. Конечно, реальные просторы музыкальных направлений этого лейбла намного шире, достаточно пройтись по дискографии его основателя Джона Зорна, чтобы уже начать путаться в стилях, но в данном случае нас интересует именно джазовый авангард.
Альбом The Jamie Saft Trio Plays Bob Dylan как-раз такой – наполовину джазовый, наполовину авангардный; любителей классического джаза наверняка смутят свободные вариации, к которым музыканты склоняются в конце песен, в то же время, эти вариации не отпугивают и слух не режут. Всего в меру, и это хорошо, иначе такую запись невозможно было никому порекомендовать, а особо ярые «битломаны» (все же, хочется верить, что среди поклонников Дилана таких людей нет) внесли бы альбом в свой тайный список ереси.
Итак, что же получится, если музыку еврея сыграть на манер еврейской музыки?
Для начала обратим внимание на плейлист. Здесь происходит очень интересная ситуация: еще даже не начал слушать альбом, а стереотипы он уже разорвал. Из восьми песен только одна – Ballad Of A Thin Man – регулярно возникает в кавер-версиях, еще, быть может, What Was It You Wanted мелькнет раз в десятилетие. Остальные же песни никто никогда, кроме самого Боба Дилана, не пел. Кто же виноват, что музыканты в основном известные песни жалуют.
Начинается диск с басовых риффов, напоминающих убойные эксперименты Esbjorn Svensson Trio, после чего семь минут длится инструментальная What Was It You Wanted, поначалу с оригинальными проигрышами и переходами; клавиши здесь заменяют все: вокал, гармошку, гитару. В середине песни узнать ее можно только по ритму, который сохраняет барабанщик. Пианино и бас уходят совсем в другие степи, не нарушая, тем не менее, ход композиции.
В Ballad Of A Thin Man к группе присоединился Mike Patton (Майк Паттон, известный по работе с Джоном Зорном, а также как вокалист Faith No More) и мощным полным иронии элискуперовским голосом создал самый энергичный десяток минут хронометража альбома. Каким образом только не играли эту песню, только не так.
Dginity, все же, сохранила кое-что от своего оригинального облика. Это хэммонд-орган, он солировал у Боба, он солирует и здесь. И маршевый ритм из песни сложно выкинуть. Под конец, впрочем, и она превращается в импровизацию.
Living The Blues вторая (и последняя) песня с вокалом, поет Antony Hegarty (Энтони Хагерти из группы Antony and the Johnsons, которая до этого уже засветилась в дилановской сфере, кавером Knocking On Heaven's Door на саундтреке к фильму I'm Not There). Его смешной вокал отдаленно напоминает Дилана времен Nashville Skyline, сама же песня превратилась в классический джаз модели Френка Синатры.
Dirge и Disease Of Conceit – приятные уху баллады; God Knows и Trouble – ритм и движение. Что что, а настроение песен эти джазовые товарищи сохранили.
Крепкая пятерка альбому. Такая музыка может быть интересна всем: поклонникам Дилана, любителям джаза, приверженцам авангарда и тем, кто ни то, ни другое, ни третье не слушает. Потому как мешок с надписью «просто приятная музыка» таков, что в нем не преминет покопаться каждый меломан, какому бы направлению он верен не был. А The Jamie Saft Trio Plays Bob Dylan музыка именно такая. Приятная. Не сложная и приятная. Просто приятная.
Музыканты:
Jamie Saft – пианино, хэммонд-орган Greg Cohen – бас Ben Perowsky - барабаны Mike Patton – вокал Antony Hegarty - вокал
Выпущен: 22 августа 2006
Продюссеры: Jamie Saft, John Zorn
Песни:
1. What Was It You Wanted (7:46) 2. Ballad Of A Thin Man (8:02) 3. Dignity (5:34) 4. God Knows (6:15) 5. Trouble (6:33) 6. Dirge (6:24) 7. Living The Blues (5:15) 8. Disease Of Conceit (5:30)
Новости
Бобореклама от Google. Живой поиск Google с Бобом Диланом