В 1989 году на музыкальном канале MTV стартовало развлекательное шоу Unplugged, в котором различные музыканты играли в акустике свои песни. Начиная co Squeeze, Пола Маккартни и Эрика Клептона на протяжении двух десятилетий это телешоу собрало множество музыкантов, играющих в различных направлениях.
Боб Дилан выступил для этой программы 17 и 18 ноября 1994, годом позже вышел официальный альбом MTV Unplugged, позже появился двухдисковый бутлег Completely Unplugged, куда вошли полные сетлисты с первого и второго дня выступления.
Альбом получился в классическом стиле Дилана 90х годов – с наиболее «носовым» произношением за все время его творчества, с отсылками к прошлому (как в песнях, так и в манере исполнения) и очень уютным. Особенно радует обложка диска – во-первых, в свои 53 года Боб выглядит на ней максимум на двадцать пять. И главное – он улыбается, он радуется, он получает искреннее удовольствие.
Многие поклонники Дилана, когда только узнали об этом концерте, думали услышать на нем стандартную подборку хитов – от Blowing In The Wind до Hurricane. Но Боб не повторяет один и тот же сетлист дважды, а на MTV Unplugged разброс песен такой, что, не зная, не догадаешься: свежие песни Dignity и Shooting Star чередуются с классикой Like A Rolling Stone и Knocking On The Heaven’s Door; и все это происходит на фоне не издававшейся ранее John Brown и совершенно неожиданной Rainy Day Women #12 & 35.
Между прочим, изначально Боб Дилан планировал пойти по следам предыдущих двух альбомов и играть только американские народные песни, но MTV настояли на его собственных песнях, наверное, в страхе потерять львиную долю целевой аудитории, которой нравится «старый Боб».
Что сразу же бросается в глаза, когда позади уже две-три песни, это звучание. Даже в концертной записи, оно уже очень близко к тому звуку «самого позднего Дилана», который мы слышим на всех его новых записях, начиная сTime Out Of Mind. Звук акустического концерта Боба не похож ни на абсолютно домашний unplugged Пола Маккартни, пафосный саунд Scorpions или четкий альбом Эрика Клептона. Первая ассоциация – ранний американский блюз. На альбоме нет ни одного четкого соло, ни один инструмент не выделяется из общего звучания: иногда pedal steel перекликается с органом, иногда гитара с мандолиной, но, в общем, звук получается цельным. Такого звука очень сложно добиться, особенно в концертных условиях, когда нет возможности играть 101 дубль одной песни подряд.
MTV Unplugged начинается подвижной Tombstone Blues, правда, Боб сильно сократил количество куплетов, но это неудивительно, зная о его склонности придумывать новые слова старым песням. И еще одна закономерность видна на его концертных альбомах – он всегда рубит с плеча, и в первой песне всегда раскачивает публику быстрым темпом – что Mr Tambourine Man на концерте в Будокане, что Maggie’s Farm на Hard Rain, что Most Likely You Go Your Way на Before The Flood, что Highway 61 Revisited на Real Live, что и первая песня на акустическом концерте.
Shooting Star – песня с Oh Mercy, который вышел 6 годами ранее – самая свежая композиция на концерте. Такого же возраста Dignity, правда, свет она увидела только на третьей части Bootleg Series, хоть и записывалась изначально для Oh Mercy.
The Times They Are Changing надоедает уже секунд через 30; медленная, скучная и потерявшая большую часть своего очарования, она усыпляет пуще любого снотворного. И все бы ничего, если бы она не длилась почти шесть минут.
Лучшие песни этого концерта – Desolation Row, слегка урезанная, без знаменитых красивых соло, но все равно приятная; John Brown, отличный антивоенный гимн, песня, написанная Диланом в самом начале шестидесятых (с тех пор она была замечена всего на нескольких концертных бутлегах, в том числе и на его концерте в Санкт-Петербурге); With God On Our Side – в отличии от The Times They Are Changing, она не надоедает, и слушается легко, а для завершения альбома лучше песни не придумаешь.
В Like A Rolling Stone знаменитый рифф исчез навсегда, и, хоть у Дилана был органист на этом концерте, он лишь тихо обыгрывал аккорды (не только тут, вообще в каждой песне). Но хит от этого не пострадал: чувства, эмоции и самая живая подача смешались в песне; начавшись спокойно, она за десять минут превращается в такой экстаз, который не может не впечатлить.
Если взять последние минуты Like A Rolling Stone и умножить примерно на три – получим то, как звучит All Along The Watchtower. Хорошо, что концерт акустический, иначе бы песня не оставила ничего от барабанных перепонок.
Love Minus Zero стала очень медленной и скучноватой; Rainy Day Women, конечно, не такая красочная, как в оригинале (без всех дудок и криков), а Knockin’ On Heaven’s Door для своего уровня должна звучать совершенно иначе, чем тут – хотя теперь, когда она один из лидеров по перепевкам, сам Боб Дилан не сможет ее сыграть, не вызвав множество сравнений и дискуссий в стиле «а они еще лучше».
Среди музыкантов, которые играют на MTV Unplugged, вряд ли найдется кто-нибудь, чье имя известно за какие-нибудь заслуги. Тем не менее, они звучат лучше, чем звездный состав на Real Live. Басист Tony Garnier до сих пор играет в группе Боба (он также засветился в группах Тома Уэйтса и Loudon Wainwright III), Bucky Baxter участвовал в записи Time Out Of Mind. Остальные, как это характерно для всех групп Дилана, сегодня пришли, завтра ушли.
Релиз MTV Unplugged состоялся 2 мая 1995 года, альбом занял 23 место в чартах США (там же стал золотым) и 10 место а чартах Британии.
Новости
Бобореклама от Google. Живой поиск Google с Бобом Диланом